8 (800) 700-50-50 Круглосуточно Конфиденциально

Обзор национального законодательства государств-участников СНГ на предмет его соответствия положениям международных конвенций по контролю над наркотиками: проблемы и предложения по совершенствованию (часть II)

Семинар «Имплементация положений международных конвенций по контролю над наркотиками в национальном законодательстве государств-участников СНГ»
25-27 марта 2003 г.
Великий Новгород, Российская Федерация
Имплементация конвенций ООН по контролю над наркотиками в национальном законодательстве и практике государств-участников СНГ: основные достижения и недостатки
Состав преступлений и санкции: законодательство и практика

  • Выявление следственными органами незначительных преступлений, связанных с наркотиками (по-прежнему к уголовной ответственности привлекаются, в основном, мелкие сбытчики и потребители наркотиков)
  • Несоответствие санкций фактической общественной опасности некоторых преступлений, связанных с наркотиками (суровые наказания – небольшие размеры наркотиков)
  • Отсутствие в УК разграничения санкций в зависимости от типов наркотиков (Украина, Грузия – исключение)
  • Законодательство ряда стран ограничивает возможности судей назначать лечение вместо наказания, либо назначать наказания ниже низшего предела

    Таблица основных наказаний за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта в законодательстве стран Центральной Азии

    Размеры наркотиков

    Казахстан

    Кыргызстан

    Таджикистан

    Туркменистан

    Узбекистан

    Небольшой

    Л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с 3-10 лет с конфиск. имущ. или без таковой **

    Арест до 6 мес. или Л/с 3-5 лет

    Крупный

    Л/с 7-12 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 10-15 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 12-15 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 6-15 лет с конфиск. имущ. или без таковой **

    Л/с 5- 7 лет

    Особо крупный

    Л/с 10-15 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 15-20 лет или смертная казнь*

    Л/с 12-20 лет с конфиск. имущ. или без таковой **

    Л/с 10-20 лет

    * УК Таджикистана предусматривает смертную казнь за культивирование наркосодержащих растений на площади свыше 0,20 гектаров

    ** с возложением обязанности проживания в определенной местности на срок от 2 до 5 лет или без такового

    Таблица основных наркотиков с отнесением их количества к небольшим, крупным и особо крупным размерам (в гр.) в странах Центральной Азии

    Казахстан

    Кыргызстан

    Таджикистан

    Туркменистан

    Узбекистан

    Небольшой

    От … до

    От 0 до …

    От … до

    От … до

    От 0 до …

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    0-0,01

    0,1-0,5

    0-0,01

    0-0,01

    1

    50

    500

    1

    1

    50

    500

    1

    0,25-5,0

    1,0-50,0

    0,1-1,0

    0,02-1,0

    0,1

    0,01

    0,01

    Крупный

    Свыше … до Свыше … до Свыше … до Свыше … до Свыше … до
    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    0,01-1,0

    0,5-10,0

    0,01-1,0

    0,01-1,0

    1

    50

    500

    1

    0,15-1,5

    1,0-10,0

    0,3-3,0

    0,2-2,0

    5,0-50,0

    50,0-500,0

    1,0-5,0

    1,0-20,0

    0,001-0,005

    0,1-1,0

    0,01-0,1

    0,01-0,1

    Особо крупный

    Свыше…

    Свыше…

    Свыше…

    Свыше…

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    1,0

    10,0

    1,0

    1,0

    1,5г

    10,0

    3,0

    2

    50,0

    500,0

    5,0

    20,0

    0,005

    1,0

    0,1

    0,1

    Таблица основных наказаний за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта в законодательстве стран Южного Кавказа

    Размеры наркотиков

    Азербайджан

    Армения

    Грузия

    Небольшой

    Л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с до 10 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с до 10 лет (нарк. ср-ва и их аналоги);

    Штраф или исп. работы до 2 лет либо л/c до 3 лет (психот. вещ-ва и их аналоги)

    Крупный

    Л/с 5-12 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 6-15 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 6- 12 лет (нарк. ср-ва и их аналоги);

    Л/с 5 лет (психот. вещ-ва и их аналоги)

    Особо крупный

    Л/с 8-20 лет либо пожиз. закл.(нарк. ср-ва и их аналоги);

    Л/с 3-8 лет (психот. вещ-ва и их аналоги)

    Таблица основных наркотиков с отнесением их количества к небольшим, крупным и особо крупным размерам (в гр.) в странах Южного Кавказа

    Азербайджан

    Армения

    Грузия

    Небольшой

    От 0 до …

    От… до…

    От … до …

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    0-0,1

    0-0,1

    0-0,01

    0,015-1

    0,5-50

    5-500

    0,015-1

    0,5-50

    5-500

    0,02-1,0

    Крупный

    Свыше … до … Свыше … до … Свыше … до…
    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    0-0,005

    0,1-10,0

    0,1-500

    0,01-1,0

    0-0,005

    0,1-10,0

    0,1-500

    0,01-1,0

    1-10,0

    50-500

    500-5000

    1,0-10,0

    Особо крупный

    Свыше …

    Свыше …

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    0,005

    10,0

    500

    1,0

    10,0

    500

    5000

    10,0

    Таблица основных наказаний за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта в законодательстве Республики Беларусь, Молдовы, Российской Федерации и Украины

    Размеры наркотиков

    Беларусь

    Молдова

    Россия

    Украина

    Небольшой

    О/с до 5 лет или л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с до 10 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с 3-8 лет

    Крупный

    Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. или без такового

    Л/с 6-15 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. или без таковой

    Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ.

    Особо крупный

    Л/с 7-15 лет с конфиск. имущ.

    Л/с 8-12 лет с конфиск. имущ.

    Таблица основных наркотиков с отнесением их количества к небольшим, крупным и особо крупным размерам (в гр.) в Беларуси, Молдове, России и Украине

    Беларусь

    Молдова

    Россия

    Украина

    Небольшой

    От 0 до …

    От … до …

    От … до …

    От … до …

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    1

    50

    500

    1

    0,5-50

    5-500

    0,02-1

    0-0,1

    0-0,1

    0-0,01

    Нет данных

     

    Крупный

    Свыше …

    Свыше …

    Свыше … до …

    Свыше … до …

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    1

    50

    500

    1

    0-1

    50

    500

    0,02-1

    0-0,005

    0,1-10,0

    0,1-500

    0,01-1,0

    Нет данных

     

    Особо крупный

    Свыше

    Свыше

    Героин

    Опиум

    Марихуана

    Кокаин

    0,005

    10,0

    500

    1,0

    Нет данных

     

    Противодействие отмыванию денег: законодательство и практика

  • В Молдове, России и Украине приняты специальные законы по противодействию отмыванию преступных доходов и ряд подзаконных актов, направленных на противодействие отмыванию денег в кредитно-банковских учреждениях и иных организациях
  • Во всех странах, кроме Армении, в УК включена статья о легализации преступных доходов
  • В Казахстане, Кыргызстане, России и Молдове созданы специальные правоохранительные структуры, уполномоченные расследовать указанные составы преступлений
  • В Казахстане и Кыргызстане разработаны проекты закона «О борьбе с отмыванием денег»
  • Несоответствие формулировки статьи по отмыванию денег в УК Конвенции 1988 г. (кроме Грузии, Узбекистана и Украины)
  • В большинстве стран указанная статья УК не применяется на практике
  • Отсутствие во многих странах эффективного режима финансового контроля, препятствующего проникновению преступных средств в национальные и международные финансовые системы
  • Отсутствие у следователей/оперативников достаточных навыков и знаний об особых методах расследования финансовых преступлений (наблюдение за банковскими счетами, доступ к информационным системам, контроль за финансовой деятельностью и др.)
  • Отсутствие налаженных механизмов сбора и обмена соответствующей оперативной и иной информацией
  • Низкая техническая оснащенность следственных органов

    Конфискации доходов и орудий преступлений: законодательство и практика

  • Законодательство всех стран (кроме Грузии, Молдовы и Узбекистана) предусматривает, в качестве дополнительного наказания, обязательную/альтернативную конфискацию имущества. Орудия и предметы преступления, деньги и иные ценности, нажитые преступным путем подлежат конфискации согласно УК всех стран
  • В законодательстве стран не урегулированы вопросы конфискации:
        а) законно добытого имущества, соответствующего стоимости преступных доходов;
        б) имущества, в которое были превращены или преобразованы преступные доходы;
      в) имущества скончавшегося подозреваемого или обвиняемого
  • Следственные органы не предпринимают необходимые меры для выявления и ареста преступных доходов
  • В судебно-следственных органах не ведется статистика об арестованном/конфискованном имуществе (искл: Туркменистан, Узбекистан)
  • Низкий уровень сотрудничества в сфере выявления и конфискации преступных доходов между правоохранительными органами СНГ и другими странами

    Оперативно-розыскные мероприятия: законодательство и практика

  • Во всех странах кроме Узбекистана (нет данных) закон предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий: контролируемая закупка, перехват почтовых и телеграфных отправлений, подслушивание телефонных сетей, доступ к техническим средствам связи, внедрение в преступную группу и т.д.
  • Различные законы всех стран предусматривают возможность проведения контролируемой поставки
  • На практике контролируемая поставка применяется редко и недостаточно эффективно
  • Возможные причины:
        а) отсутствие нормативных актов, регулирующих порядок проведения такой операции;
        б) неурегулированность в ряде стран вопроса о допустимости в суде доказательств, полученных в результате ее проведения;
        в) отсутствие достаточной гарантии защиты (анонимности) лиц, участвующих в ее проведении;
        г) отсутствие необходимых навыков ее проведения у оперативных работников;
      д) недостаточный уровень сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств

    Экстрадиция и взаимная правовая помощь: законодательство и практика

  • Все страны являются участниками ряда конвенций и соглашений (межгосударственного и межведомственного характера)
  • УПК Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, России, Грузии содержат отдельные разделы об экстрадиции и взаимной правовой помощи. В Азербайджане принят Закон об экстрадиции. В УК и УПК остальных стран содержатся лишь несколько положений общего характера, касающихся этих вопросов
  • Не урегулированы либо неполно урегулированы порядок и сроки содержания под стражей лиц, подлежащих экстрадиции, а также порядок и сроки обжалования в суде решения об экстрадиции и/или решения о задержании (аресте) лица с целью его последующей выдачи
  • Остается невысоким уровень правового сотрудничества со странами, не входящими в СНГ, включая страны с другими правовыми системами

    Уничтожение изъятых наркотиков и прекурсоров: законодательство и практика

  • Законодательство всех стран требует хранения всего количества изъятых наркотиков до вступления приговора в законную силу, что на практике приводит к:- утечке наркотиков во вторичный незаконный оборот- отвлечению значительных финансовых средств и людских ресурсов для создания надлежащих условий хранения
  • Процедура уничтожения конфискованных наркотиков на практике не обеспечивает гарантии того, что уничтожается именно то количество веществ, которое указано в процессуальных документах