Зависимость от психотропных веществ является мировой проблемой. Но наркомания в школе на самом деле приобретает масштабы эпидемии. Средний возраст людей, которые впервые знакомятся с запрещенными соединениями, уже составляет 13 лет. Данные статистики говорят о том, что 2-3 человека в классах средней школы пробовали наркотики, а в старших классах это количество возрастает в 10 раз. Но врачи уверены, что истинные цифры на самом деле еще больше.
Наркомания школьников
В настоящее время вопросами зависимости детей и подростков от психоактивных веществ занимаются специалисты разных областей. Школьная наркомания увеличивается с каждым годом, а особенности юного возраста способствуют тому. В это время наиболее всего проявляется:
- познавательная активность
- социальная конфликтность
- психическая и нервная неустойчивость
- низкий уровень самоконтроля
- дисгармоничность развития
- недостаточно сформированные защитные силы организма
- отсутствие внимания к состоянию своего здоровья
- потребность к самоутверждению и независимости от взрослых
Все эти факторы приводят к формированию групп по интересам. И если молодой человек попадает под влияние более сильных личностей, он берет с них пример и может начать пить, курить и принимать наркотические средства. И чаще всего это происходит с детьми, в чьих семьях родители постоянно заняты и не находят время для общения и воспитания.
Причины
Проведенные исследования говорят о том, что в основе причин развития наркомании среди подростков лежит три группы факторов (социальные, физиологические и психологические). Социальные причины данного патологического пристрастия обусловлены:
- потребностью в повышении своего статуса
- особенностями семейной и социальной культуры
- желанием произвести впечатление
- подражанием другим членам группы
Кроме этого, существуют и физиологические особенности, которые приводят к развитию зависимости. Доказано, что наркоманы в школе часто имеют измененное строение нервной системы и некоторые отклонения в обмене нейромедиаторов, что обусловливает быстрое привыкание к психоактивным веществам. Вероятность развития зависимости очень высока у акцентуированных личностей, лиц с психопатическими наклонностями и расстройствами влечения.
Нередко пристрастие возникает на фоне психических заболеваний или умственной недостаточности (шизофрения, олигофрения, маниакально-депрессивный психоз). К психологическим причинам можно отнести:
- незрелость
- отсутствие четких ориентиров
- слабую волю
- неумение просчитывать последствия наряду с желанием получить удовольствие
Толчком к началу употребления наркотиков часто становится неправильное воспитание и нездоровая атмосфера в семье. Проблемы обостряются гормональной перестройкой, которая вызывает избыточную эмоциональность и психическую неустойчивость пубертатного периода. Важно понимать, что социальные факторы обычно приводят к нечастому употреблению наркотиков без формирования выраженной зависимости. А вот психологические и физиологические причины чаще всего провоцируют тяжелую форму заболевания и плохо поддаются лечению.
В группу риска часто попадают молодые люди со следующими проблемами:
- слишком строгое воспитание
- насилие в семье
- зависимость родителей
- проблемы в школьном коллективе
- неудача при первой влюбленности
- отсутствие интересов, которые занимают свободное время
Смертельно опасно!
Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация
Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.
Признаки
Клинические проявления наркомании у школьников могут варьировать. Все зависит от особенностей организма, длительности и частоты потребления, вида психотропного вещества. Но существуют и общие симптомы, которые позволяют родителям и учителям заподозрить наличие проблемы:
- У ребенка резко теряется интерес к учебе, он начинает получать плохие оценки
- На уроках он либо отсутствует, либо не может сосредоточить внимание
- Становится скрытным, не рассказывает о том, как провел время
- Перестает посещать секции и кружки
- Часто лжет, мало бывает дома, не выполняет домашних обязанностей
- Начинает воровать деньги и выносить вещи, при попытке его остановить, может на несколько суток исчезнуть
- Проявляет выраженную эмоциональную неустойчивость с постоянной сменой настроения от бурного веселья до глубокой депрессии или полного безразличия. Даже на обычные вопросы реагирует агрессией
Особенно должно настораживать, если школьник даже в жаркую погоду предпочитает одежду с длинными рукавами, постоянно носит солнцезащитные очки, становится неряшливым. У него наблюдается нарушение координации и несвязность речи, но не определяется запах алкоголя.
Последствия
Обнаружить и начать лечение следует на ранней стадии, так как наркотик необратимо действует на физическое и психическое состояние подростка. Вместо нормального развития организма в этот период происходит регулярная интоксикация психоактивным веществом, и нарушаются обменные процессы.
Это отражается на репродуктивной системе. Девочки впоследствии не могут забеременеть и выносить ребенка. А у мальчиков будут проблемы с потенцией. Нарушение обмена белка приводит к прекращению роста мышц, наркоманы обычно отличаются тщедушным телосложением и выраженным недобором веса. Поражению подвергается печень и нервная система.
Нарушается психика, а отсутствие средств на приобретение дозы приводит к совершению преступлений. Дети начинают воровать, заниматься грабежами, проституцией или продажей наркотиков. В состоянии опьянения происходят беспорядочные половые связи, заражение ВИЧ-инфекцией и вирусным гепатитом.
Профессиональный колл-центр!
Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!
Каждый день может стать последним!
- Круглосуточно
- Анонимно
- Бесплатно
Профилактика наркомании в школе
Лечение подростковой зависимости проходит по такой же схеме, что и у взрослых. Но при этом трудность заключается в том, что большая часть детей не понимают степени опасности своего пристрастия и плохо осознают его последствия. Борьба с наркоманией в школах должна начинаться гораздо раньше того возраста, когда ребенок может впервые попробовать психоактивное вещество.
Наибольшим эффектом обладает профилактическая работа, которая проводится в младших классах. Именно возраст от 6 до 9 лет лучше всего воспринимает правила и запреты, и у многих они остаются до конца их жизни. Обычные рассказы и лекции о последствии приема психотропов среди аудитории в возрасте от 14 до 17 лет не приносят никакого результата. Именно поэтому о вреде наркомании следует говорить на стадии начальной школы, внедрять на подсознание ребенка истинную картину зависимости и ее осложнений.
Большая часть способов профилактики зависимости у школьников, которые практикуются в настоящее время, обладают минимальным результатом. Поэтому многие специалисты склоняются к использованию более радикальных методов, чем обычные нравоучения:
- Примеры следует сделать наглядными. Детям младших классов рекомендуется показать фотографии и даже видео, демонстрирующие людей, принимающих наркотики. Очень многие из них могут ужаснуть даже взрослого человека. Негативный образ, связанный с потреблением запрещенных соединений, надолго сохранится. И испуг, который испытает ребенок, послужит хорошим способом предотвратить желание начинать курить или колоться.
- Можно сформировать группы школьников средних и старших классов и повести их на экскурсию в наркологию. Внешний вид и поведение ранее молодых и здоровых людей может также послужить хорошим примером, что произойдет с человеком при использовании психотропных средств.
- Важно, чтобы испуг ребенка при перечисленных демонстрациях был направлен в нужное русло, а не перешел в невроз. Для этого подобные эксперименты следует проводить с опытными психологами, которые помогут достичь желаемой цели и при этом не навредить психике детей.
В России проводится тестирование детей в школах и других учебных заведениях на предмет обнаружения наркотиков в моче и выявление групп риска. Данные о результатах обследования для третьих лиц сохраняются в тайне.
Заключение
Наркомания среди учеников школ можно сравнить со злокачественной опухолью. Ее легче предупредить, поскольку лечение займет много времени, сил и в большинстве случаев окажется бесполезным. Огромную роль играет личный пример родителей, если в семье доверительные отношения, то ребенок вряд ли будет с сомнительными товарищами использовать запретные вещества для получения кайфа. Если же сын или дочь все-таки попали под влияние и начали потреблять наркотики, то в этом случае не следует делать вид, что ничего не происходит. Чем раньше будет проведено лечение, тем легче избежать последствий зависимости.