Резолюция по итогам дискуссионной секции № 1 «Совершенствование правовой базы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года является главным политическим документом, определяющим подходы, цели, задачи и направления снижения уровня наркомании и борьбы с наркопреступностью. Генеральной целью Стратегии является сокращение незаконного распространения и немедецинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Динамика изменений, происходящих в России и в мире, возникновение новых вызовов и угроз, связанных с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, активизация деятельности транснациональной преступности, усиление терроризма, расширение масштабов незаконного оборота и потребления высококонцентрированных наркотиков, а также их влияние на распространение социально-значимых заболеваний (ВИЧ, вирусные гепатиты) представляют серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью населения. Такая ситуация требует создания максимально комфортных условий сотрудничества государства и общества, органов местного самоуправления, организаций, всех политических сил и граждан Российской Федерации для разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, охраны здоровья граждан и пресечения распространения наркологических заболеваний на территории Российской Федерации.

В целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации В.В. ПУТИНА Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, повышения эффективности реализации государственной антинаркотической политики в рамках дискуссионной секции II Национального антинаркотического состоялось обсуждение основных проблем по следующим направлениям:

– правовые основы сокращения предложения на наркотики путем совершенствования правового регулирования в сфере оборота наркотиков. Вопросы создания и реализации общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации. Необходимость максимальной концентрации усилий государства и общества для ликвидации крупной организованной преступности, подрыв её глобальной транснациональной и межрегиональной инфраструктуры. Работа над адаптацией системы уголовного наказания к реальным уровням общественной опасности принципиально разных преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, гуманизация уголовного наказания, прежде всего, для целей исправления преступивших закон наркопотребителей,
их реабилитации и возвращения в общество;

– правовые основы сокращения спроса на наркотики путем формирования системы профилактической деятельности, наркологической помощи лицам, страдающим наркологическими заболеваниями. Совершенствование действующего законодательства в сфере повышения качества услуг социальной реабилитации и ресоциализации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями;

– пути развития и укрепления международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками и помощи лицам, страдающим наркологическими заболеваниями.

В целях эффективной реализации указанных направлений:

Считается возможным предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

– рассмотреть вопрос совершенствования уголовного законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (в рамках статей 174, 174.1 УК РФ).

В рамках непростой экономической ситуации, которая сложилась на сегодняшний день, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совершения преступлений, приобретает особую актуальность. Представляется, что масштабы преступности и появление новых методов совершения общественно опасных деяний приводят к логичному выводу о необходимости ужесточения ответственности за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, весомой частью которых являются наркодоходы.

Стоит отметить, что после изменений, внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ в статьи 174, 174.1 эти две статьи Уголовного кодекса Российской Федерации являются идентичными в части санкций и по всем признакам состава преступления кроме субъекта, поэтому считается возможным либо объединить эти два состава в единый, либо дифференцировать ответственность;

– рассмотреть вопрос совершенствования уголовного законодательства по вопросу гуманизации института назначения уголовного наказания в рамках возложения обязанности пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации на лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков (еще не имеющих диагноза «наркомания»).

В настоящее время отсутствует эффективный уголовно-правовой механизм предупреждения развития наркотической зависимости у лиц, допускающих потребление наркотических средств и психотропных веществ (не имеющих диагноза «больной наркоманией»), которое может повлечь негативные медицинские и правовые последствия.

Совершая преступление в состоянии наркотического опьянения, лицо может быть как наркозависимым, так и эпизодически допускающим незаконное потребление наркотиков. В этой связи лица, допускающие эпизодическое незаконное потребление наркотиков, попав в сферу уголовного судопроизводства, остаются вне поля зрения наркологической службы и профилактических мер воздействия.

Представляется, что предложение распространить положения статьи 72.1 УК России на лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, позволит повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков, вовлечь наркопотребителей в систему диагностики и профилактических мероприятий наркологической службы, а также обеспечит их учет, и, следовательно, более точную оценку масштабов наркопотребления в Российской Федерации в целях принятия соответствующих управленческих решений на государственном уровне;

– ускорить процесс рассмотрения и принятия проекта Федерального закона № 108866-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ»;

– рассмотреть вопрос совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части определения полномочий и порядка действий уголовно-исполнительных инспекций в случае, если по истечении срока отсрочки отбывания наказания у осужденного, признанного в установленном порядке больным наркоманией, не прослеживается ремиссия в соответствии с требованиями части восьмой статьи 178.1 УИК РФ;

– рассмотреть вопрос совершенствования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части исполнения отсрочки отбывания наказания лицам, признанным больными наркоманией. Рассмотреть возможность внесения изменений в часть 4 статьи 178.1 УИК Российской Федерации и пункт 26 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», предусмотрев участие органов полиции и подразделений ФСКН России в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации.

В соответствии с частью 2 статьи 82.1 УК Российской Федерации, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного УИИ, суд по представлению УИИ отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

На основании положений части 7 статьи 178.1 УИК Российской Федерации осужденный считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, если он,
не отказавшись от их прохождения, не посещает или самовольно покинул лечебное учреждение и (или) учреждение медико-социальной реабилитации (медицинскую организацию), либо два раза не выполнил предписания лечащего врача, либо продолжает употреблять наркотические средства
или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, либо скрылся от контроля УИИ и его место нахождения не установлено в течение более 30 суток.

Факты употребления осужденным наркотических средств
или психотропных веществ, систематического употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятия бродяжничеством
или попрошайничеством могут быть установлены УИИ только на основании информации, поступающей по запросу из органов внутренних дел
и подразделений Федеральной службы Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков;

– рассмотреть вопрос приведения в соответствие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части исполнения отсрочки отбывания наказания лицам, признанным больными наркоманией. Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения в УК Российской Федерации, согласно которым в статье 82.1 вместо прохождения осужденными, признанными больными наркоманией, медико-социальной реабилитации судом будет предоставляться отсрочка отбывания наказания до окончания медицинской реабилитации, социальной реабилитации. Однако данным Законом не внесены корреспондирующие изменения в статью 178.1 УИК Российской Федерации, согласно которой УИИ осуществляют контроль за прохождением осужденным медико-социальной реабилитации;

– рассмотреть вопрос совершенствования правового регулирования оказания такого вида социальных услуг как социальная реабилитация лиц, больных наркоманией.

По результатам Форума социальных работников, прошедшего в г. Ярославль, в итоговой резолюции в числе рекомендаций Фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации было предложено осуществлять мониторинг правоприменительной практики реализации Федерального закона от 28.12.2013 №442 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и нормативных актов, принятых во исполнение указанного закона законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вырабатывать предложения в целях повышения эффективности реализации указанного закона.

Необходимым условием стабилизации ситуации с потреблением наркотиков в стране выступает организация системной работы по предупреждению, профилактике немедицинского потребления наркотиков и реабилитации больных наркоманией. При этом одним из ключевых компонентов государственной антинаркотической политики является создание национальной системы, позволяющей целенаправленно и системно осуществлять полноценный возврат в социум граждан, отказавшихся от потребления наркотиков и от участия в их незаконном обороте.

Государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» от 15 апреля 2014 г. № 299 в качестве одной из задач ставит создание Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Представляется, что решение указанной задачи необходимо начинать с работы над понятийным аппаратом действующего законодательства в этой сфере, который на сегодняшний день не отвечает требованиям системности, точности, непротиворечивости и непробельности правового регулирования;

Считается возможным предложить Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:

– разработать и вынести на экспертное обсуждение предложения по дифференциации степени ответственности за хранение наркотиков без цели сбыта, их розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт в организованных формах в целях адаптации системы уголовного наказания к реальным уровням общественной опасности принципиально разных преступных деяний.

Считается возможным предложить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

– совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации обсудить возможность разработки правового механизма совершенствования услуг социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями.

Деятельность по социальной реабилитации больных наркоманией на сегодняшний день не регламентирована действующим законодательством. Действующий ГОСТ Р 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг.» устанавливает лишь основные виды и характеристики реабилитационных услуг. Качество услуг в сфере социальной реабилитации, эффективность и безопасность процессов комплексной реабилитации не контролируется, поскольку в настоящее время негосударственные реабилитационные центры не подлежат лицензированию или обязательной сертификации. Отсутствуют и единые стандарты предоставления услуг в рамках социальной реабилитации.

Считается возможным предложить Министерству юстиции Российской Федерации:

– рассмотреть возможность обсуждения экспертных мнений для формирования единой позиции Российской Федерации при рассмотрении дела «Курманаевский и другие против России» (Номера жалоб: 62964/10, 58502/11, 55683/13) в Европейском Суде по правам человека.