8 (800) 700-50-50 Круглосуточно Конфиденциально

Мнение Национального антинаркотического союза по легализации марихуаны В России

По определению Международного комитета по контролю за наркотическими средствами каннабис – верхушки растения «каннабис» с цветами или плодами, из которых не была извлечена смола, а также выделенная из каннабиса смола. Каннабис (конопля) является самым распространенным наркотиком, сырьем для производства марихуаны, гашиша и некоторых других наркотических средств. Гашишное масло является самой сильнодействующей, а марихуана – самой легкой производной каннабиса.

Каннабис, смола, экстракты и настойки включены в Список I (также, как и опий). Они также включены Список IV (также, как и героин, дезоморфин).

В четырех списках Конвенции «О наркотических средствах» 1961 года перечисляются наркотические средства или препараты, подлежащие контролю.
Список I содержит все средства, охватываемые Конвенцией, за исключением указанных в списке II.
Список IV является частью списка І, и содержит средства, на которые распространяется строжайший контроль, и которые признаны неприемлемыми для лечебных целей.

Государство, подписавшее Конвенцию, может принимать к веществам из списка IV любые меры контроля, которые, по ее усмотрению необходимы (запрещать производство, изготовление, вывоз и ввоз любого такого наркотического средства, торговлю им и его хранение или применение). Исключение составляют количества, необходимые для медицинской и научно-исследовательской работы, включая клинические испытания, проводимые под непосредственным наблюдением и контролем данной Стороны.

Каннабису посвящена статья 28 Конвенции 1961 года. Там сказано, что, если государство, подписавшее Конвенцию разрешает культивирование растения каннабис, оно применяет систему контроля, такую же как в отношении опийного мака. Конвенция 1961 года не применяется к растению каннабис, культивируемому исключительно для промышленных целей или для садоводства.

По решению Комитета по наркотическим средствам в списки наркотических средств Конвенции могут вноситься изменения. Когда какое-либо государство, член Конвенции 1961 года или ВОЗ располагают сведениями, которые могут потребовать изменения списков, они уведомляют об этом Комитет. Комитет согласно рекомендациям ВОЗ может исключить из списка или внести в список.

Попытки инициировать исключение каннабиса и смолы каннабиса из Списка IV Конвенции 1961 года находятся в русле деятельности глобального пронаркотического лобби (Нидерланды, Канада, США, Швейцария, Уругвай и др.) по легализации каннабиноидов, а вслед за этим и других наркотиков. Это противоречит последовательной и твердой государственной антинаркотической политике России и взятыми нашей страной на себя международно-правовыми обязательствами.

В России система контроля за выполнением обязательств в отношении каннабиса основывается на статье 39 Конвенции 1961 года, в которой сказано, что независимо от каких-либо постановлений Конвенции ничто не препятствует Сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем установленные Конвенцией. Каннабис в России включен в список наиболее строгого контроля перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В ряде стран неэффективное регулирование программ медицинского применения каннабиса и обусловленное этим ослабление восприятия риска, связанного с каннабисом, могли способствовать легализации использования каннабиса в немедицинских целях.

Во многих странах остаются не урегулированными надлежащим образом программы медицинского применения каннабиса.
Допускается:
а) курение каннабиса в «медицинских» целях;
b) «медицинское применение каннабиса» по широкому кругу показаний в отсутствие доказательств его
безопасности и эффективности, полученных на основе контролируемых клинических исследований;
c) отпуск нестандартизированной продукции из каннабиса под минимальным медицинским контролем,
нередко на основании разрешений, выдаваемых за плату медицинскими работниками, не обладающими
специальной квалификацией и не являющимися лечащим врачом соответствующего больного;
d) самостоятельное выращивание каннабиса для личного потребления либо его приобретение в торговых точках, торгующих каннабисом незаконного производства.

В РФ он в любой форме запрещен для применения на людях и может использоваться в нашей стране только в научных и экспертных целях, а также для оперативно-розыскной деятельности.

Исключение каннабиса и смолы каннабиса из Списка IV Конвенции 1961 года считаем недопустимым. В случае если решение об исключении каннабиса и смолы каннабиса из Списка IV Конвенции 1961 года все-таки будет принято в соответствующих органах ООН, оно не повлияет на антинаркотическую политику России в отношении каннабиса, однако создаст проблемы в отношении контроля в разных государствах.

Изменение системы контроля в отношении каннабиса не целесообразно.