Причины
Рецидивирующее появление тревожных приступов формирует паническое расстройство – доказанное заболевание в психиатрии (МКБ 10: F41.0). Установить определенную причину нарушений невозможно, однако в развитии патологии играют роль такие изменения:
- наследственная обусловленность – тревожные состояния возникают у 15-17% людей первой степени родства, однояйцевых близнецов, а также в семьях с отягощенным анамнезом по психиатрическим заболеваниям;
- генетическое изменение свойств рецепторов, которые регулируют метаболизм ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты) – одного из главных медиаторов центральной нервной системы;
- избыточный выброс серотонина, катехоламинов (адреналин, кортизол);
- повышенная чувствительность отдельных зон головного мозга к раздражителям;
- последствия нейроинфекций, тяжелых интоксикаций, послеродовых травм;
- в прошлом – злоупотребление психоактивными веществами – наркотики, алкоголь, фармацевтические средства.
Провоцирующие факторы
Паническая атака может возникать спонтанно или после воздействия провоцирующего фактора, причем тревожное состояние не всегда совпадет с ним по времени, часто развиваясь гораздо позже. Возможны такие триггеры:
- Острая стрессовая ситуация: смерть близкого человека, диагностирование тяжелого соматического заболевания, несчастный случай, катастрофы, военные действия, природные бедствия.
- Кульминация конфликтов в кругу семьи, друзей. Унижения или травля среди сверстников.
- Большая загруженность в школе или другом учебном заведении. Озабоченность собственной успеваемостью вызывает состояние перманентной тревоги. Зависимость от оценок становится причиной не только панических атак, но смежных нарушений – расстройства приема пищи (анорексия, булимия), фобии, депрессия.
- Сдача экзаменов, выступление перед большим количеством людей. Пребывание в толпе или большой открытой местности – сочетание панического расстройства и агорафобии.
- Длительная разлука с близкими, например, на фоне развода родителей.
- Сильный шок – острый испуг, автомобильные или авиакатастрофы.
- Неправильное воспитание детей – от чрезмерной опеки до дефицита внимания. Жестокость, манипуляции, патологическая строгость – только ухудшают ситуацию.
- Неадекватные физические нагрузки для растущего ребенка.
- Эндокринные заболевания, сопровождающиеся гормональным дисбалансом. Начало сексуальной жизни, патологии менструального цикла или ранние аборты. Несогласованный с гинекологом прием противозачаточных препаратов (оральные контрацептивы).
- Метеотропные факторы, включая солнечный удар и переохлаждение.
- Опыт жестокого обращения в детском возрасте, сексуальное насилие.
Тревожные атаки свойственны для людей, имеющих восприимчивый характер. По сравнению с окружающими они легковозбудимые личности, поэтому реагируют более бурно на бытовые проблемы. Некоторые дети страдают от школьных фобий, связанных с дефектной системой образования в СНГ, что в последствии трансформируется в паническое расстройство.
Диагностика расстройства
Паника в нормальных условиях является естественной реакцией в ответ на сильный стрессовый раздражитель. Эмоциональные переживания сопровождаются резким выбросом биологически активных веществ в кровоток – гормоны (адреналин), нейромедиаторы. Клиническая картина индивидуальна для подростков, так как симптомы зависят от личностных особенностей, силы триггера, окружающих условий, а также истории жизни человека.
Может встречаться и преимущественно астено-депрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве). Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями.
Смертельно опасно!
Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация
Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.
Симптомы
Паническая такая – неожиданное появление сильного ощущения страха, внутреннего дискомфорта в сочетании с такими диагностическими критериями (более 4-х):
- головокружение, появление темных пятен перед глазами, предобморок;
- жалобы на субъективное исчезновение силы в конечностях, онемение рук и ног, покалывание кожи (парестезии);
- ощущение явного страха лишиться рассудка или не контролировать свои действия;
- появление «волн» жара, холода в теле;
- боязнь смерти – танатофобия;
- потеря адекватного ориентации на местности, в собственной личности. подросток не может ответить на простые вопросы, например, «Как тебя зовут?», «Ты понимаешь, где находишься?»;
- тошнота, боли или дискомфорт в области живота;
- дрожание конечностей и/или других частей тела, сопровождающееся ознобом;
- чувство нехватки воздуха, удушья, затруднённое дыхание;
- резкая потливость;
- частый пульс, шум в ушах из-за ощущения собственного сердцебиения;
- появление боли, дискомфорта в левой части грудной клетки или в области сердца.
Дети не всегда могут четко описать, что с ними происходит, поэтому большое значение имеют показания свидетелей. Средняя продолжительность приступа – 10-15 минут. Подростки более восприимчивы к страху, на момент развития симптомов не верят в их исчезновение, ожидая смерти.
Физические проявления индивидуальны – от сухости во рту до непроизвольного мочеиспускания. После атаки может сохраняться эмоциональная «опустошенность», слабость, чувство истощенности. Повторный характер приступов или постоянная обеспокоенность в отношении их повторения, снижающая качество жизни, - признак хронизации расстройства.
Обследования
Постановка диагноза в большей степени основана на жалобах пациента и анамнезе (истории) жизни – требуется полноценное психиатрическое обследование. При этом желательно выслушать показания членов семьи, учителей. Дети старшего возраста нередко самостоятельно обращаются за помощью, когда есть страх перед родителями или они не заинтересованы в помощи ребенку.
Хроническое или пароксизмальное течение заболевания приводит к развитию «защитного» поведения у детей. Они отказываются выходить на улицу, посещать учебное заведение, нуждаются в постоянном присмотре. Постепенно страх теряет конкретные очертания, а тревожная напряженность сохраняется перманентно.
При сборе анамнеза выясняют возможные факторы риска и генетическую предрасположенность, а также актуальные/прошлые проблемы, доминирующие в сознании подростка. Лабораторно-инструментальная диагностика имеет вторичное значение. Подробное физическое обследование требуется для исключения соматических причин появления симптомов. Отсутствие органической патологии косвенно подтверждает диагноз панического расстройства.
Что делать в момент приступа?
Симптомы чаще всего проявляются спонтанно, независимо от времени и места. Поведение ребенка резко меняется, некоторые вегетативные признаки приступа видно со стороны (резкая бледность лица, потливость, дрожь). Дети склонны искать помощи у окружающих, пусть и бессловесно.
Подростка можно обучить таким способам самопомощи:
- переместить объект внимания – чтение вывесок или объявлений, изучение узоров на асфальте, рассматривание прохожих;
- различные техники заземления («граундинг»), которые врач подберет совместно с пациентом;
- максимальное расслабление – можно присесть или лечь в любом безопасном месте, не взирая на окружающих;
- начните читать вслух любимый стих или спойте отрывок из песни, попытайтесь вспомнить номера телефонов близких;
- медленное диафрагмальное дыхание – психиатр наглядно покажет методики и обучит больного;
- после приступа обратитесь за помощью к взрослым, необязательно родителям.
Те же рекомендации применимы, если приступ случился у другого человека. Главное – обеспечить максимальный комфорт и успокоить пострадавшего. Паническая атака не приводит к летальному исходу, симптомы временные!
Ночные приступы
Тревожные явления у некоторых подростков нарастают преимущественно в ночное время. Клиническая картина включает типичную и индивидуальную симптоматику. При этом нередко появляются следующие дополнительные признаки:
- преобладание кошмарных сновидений;
- пробуждение от панической атаки;
- бессонница из-за страха увидеть кошмары;
- непроизвольное мочеиспускание, дефекация;
- тяжелое удушье;
- сонный паралич.
Ночные приступы ребенок переносит тяжелее, так как страх в темное время суток интенсивнее. После тревожного пробуждения потом невозможно нормально заснуть. В последующем дети могут испытывать страх перед сном, избегают пребывания в кровати.
При панических атаках во сне детей нельзя оставлять одних. Отсутствие нормального сна может привести к развитию более тяжелых заболеваний. Обязательна консультация психотерапевта.
Крайне редко панические атаки отмечаются только во время сна. Нужно отличать панические атаки от кошмарных сновидений. В результате многие пациенты с паническими атаками сна страдают от бессонницы. Как правило, панические приступы имеют тенденцию к повторению, причем с течением времени возникают все чаще, при этом реальных причин для их развития найти уже не удается. Частота приступа варьирует от ежедневных до одного в несколько месяцев.
Профессиональный колл-центр!
Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!
Каждый день может стать последним!
- Круглосуточно
- Анонимно
- Бесплатно
Лечение
В детском и подростковом возрасте ключевое значение имеет своевременное начало терапии. По эффективности фармакологическое и психотерапевтическое воздействие сопоставимы, но далеко не все лекарственные средства разрешены данной группе больных. Тактика лечения зависит от тяжести симптоматики, возраста ребенка.
Медикаментозное
Использование психотропных препаратов у детей имеет свои ограничения, противопоказания. Однако в отдельных случаях они необходимы на начальном этапе лечения для повышения эффективности психотерапевтического воздействия. Фармацевтические средства подбирают только индивидуально, титруя дозы до максимально переносимых.
Препаратами выбора являются антидепрессанты и атипичные нормотимики-транквилизаторы. При необходимости назначают комбинированные схемы с добавление симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов. Эффективность ноотропов не доказана в крупных рандомизированных исследованиях, но плацебо в некоторых случаях вполне достаточно.
Немедикаментозное
Для долгосрочного устранения симптомов необходимо психотерапевтическое воздействие. Актуальны следующие направления:
- когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – «золотой стандарт»;
- семейная;
- групповая;
- межличностная;
- персональные консультации;
- дыхательная гимнастика;
- аутотренинг.
Для подростков также создают группы взаимопомощи среди людей, близких по возрасту. Нередко на групповых сеансах дети лучше «открываются», чем в присутствии родителей. Средняя длительность комбинированного лечения – 6-9 месяцев после купирования приступов.
Профилактика
В основе предупреждения возможных атак лежит устранение/модификация факторов риска, а также полноценное лечение текущего расстройства. В межприступный период (ремиссия) показаны такие профилактические мероприятия:
- По показанию – антидепрессанты, атипичные бензодиазепины в индивидуально скорректированной дозе.
- Курс психотерапии для борьбы с астено-депрессивной, фобической или истерической симптоматикой.
- Обучение на сеансах методикам релаксации.
- Регулярное, сбалансированное питание.
- Коррекция режима дня и отдыха.
- Умеренные физические нагрузки, при необходимости – в домашних условиях.
- Общение со сверстниками, создание новых знакомств.
- Поиск хобби, интересных увлечений.
- Арт- или зоотерапия.
- Смена обстановки.
Чем катастрофичнее первая паническая атака оценивается пациентом, тем тяжелее течет заболевание и быстрее присоединяются коморбидные состояния, особенно агорафобия. Трактовка пациентом панической атаки как проявления какого-либо соматического заболевания приводит к частым посещениям врача, консультациям у специалистов различного профиля, неоправданным диагностическим исследованиям и создает у пациента впечатление сложности и уникальности его заболевания. Неверные представления пациента о сути заболевания ведут к появлению ипохондрических симптомов, способствующих утяжелению течения болезни.
Своевременное обращение подростков за помощью позволяет выявить актуальные проблемы в семье или окружении. В тяжелых случаях для стабилизации психоэмоционального состояния приходится менять школу, место жительства и даже опекунов, неправильно воспитывающих личность. Приверженность ребенка к лечению зависит не только от врача, но от уважительных взаимоотношений в семье.