Определение патологии
Шизофрения у детей до 12 лет встречается очень редко. Выявить расстройство в ранний период - сложная задача. Патология часто остается незамеченной. Симптоматика в разные возрастные периоды детства различная, ее трудно систематизировать и конкретизировать. Исследователи описывают особенности детской шизофрении - они имеются, поскольку психика человека только начинает развитие:
- стертая клиническая картина - проявления менее яркие, чем у взрослых пациентов;
- "детский" характер - к примеру, всем детям свойственно фантазировать, однако при шизофрении фантазии приобретают особый характер, перемешиваются с восприятием реальности;
- развитие патологии неравномерное, возможны "задержки".
Как правило, толчком для развития детской шизофрении служат какие-либо причины: вирусное инфицирование нервной системы, сильный стресс, детские травмы. Конкретные причины болезни не выяснены, однако среди основных причин отмечают генетическую предрасположенность, родовые травмы, патологии беременности.
История исследования, распространенность
В начале 19 века немецкий психиатр Э. Крепелин опубликовал научные работы, посвященные детским психозом. В 1905 году итальянский врач-психиатр Санте де Санктис также описывал "детское слабоумие". Исследователи указывали на общую особенность расстройств - наличие кататонического синдрома. Позднее, в 1908 году Э. Блейлер заменил термины "детский психоз" и "слабоумие" на "шизофрения".
В 1909 году врач из Германии J. Raecke описал несколько видов детских психозов, среди симптоматики которых наблюдалась кататония. Указывалось на присутствие у несовершеннолетних пациентов стереотипий, нелепых побуждений, апатии, импульсивной двигательной активности. Другие симптомы:
- каталепсия - патологически продолжительное сохранение приданной позы;
- ступор - полная обездвиженность;
- отказ от питания;
- мутизм - отсутствие контакта с внешним миром или другими людьми;
- немотивированный эксцентризм;
- нечистоплотность.
В 1909 году еще один автор, Т. Хеллер обнаруживает так называемый "синдром детского безумия" со схожей симптоматикой. Ныне расстройство, согласно МКБ, называется "синдром Хеллера".
В России шизофрения у ребенка 10 лет впервые была описана в 1891 году. Данный случай рассматривал русский психиатр С. Н. Данилло. Отечественные и зарубежные психиатры с 1910 по 1920 годы несколько раз описывали детскую шизофрению параноидного, гебефренического и кататонического типа.
Советский психиатр Г. Е. Сухарева в 1937 году закончила работу над монографией, посвященной ранней шизофрении. В основу исследования вошло 406 пациентов. 21% выборки - детский возраст, 79% - подростки. Сегодня заболевание диагностируется у одного ребенка из выборки в 50 000.Статистика до 12 лет - 0.2 случая на 10000 человек. Наиболее редкая разновидность патологии у детей - галлюцинаторнобредовый вариант течения.
Отличие детской шизофрении от взрослой
Симптоматика при детских видах шизофрении аналогична проявлениям у взрослых пациентов. Отличия наблюдаются в следующих сферах:
- рудиментарность проявлений - то есть недоразвитость симптоматики;
- мимолетность симптомов, динамичность;
- продуктивные симптомы менее разнообразны, чем у совершеннолетних пациентов;
- присутствует больше патологического фантазирования, страхов;
- более выражены двигательные расстройства и проблемы с речью.
В отличие от "взрослой "шизофрении манифестирующей, болезнь у детей и подростков, с началом до 13 лет, отличается неблагоприятным прогнозом. Проблема в том, что человек раннего возраста еще не успел приобрести багаж жизненных навыков, которые помогают в борьбе с психическим расстройством.
Течение болезни у детей и взрослых также обладает различиями. Их важно учитывать, чтобы правильно установить диагностическую оценку. Входящие в шизофрению синдромы у детей отличаются «незавершенностью патологической организации». То есть их отдельные компоненты незрелые, изменчивые.
Исследования говорят о том, что формы течения патологии у взрослых пациентов применимы к дошкольникам и подросткам. Детская и взрослая классификация включает следующие виды течения:
- приступообразно-прогредиентное или шубообразное - присутствуют временные интервалы в приступах, но негативная симптоматика нарастает в каждом последующем приступе;
- непрерывнотекущий вид - практически отсутствуют "светлые" промежутки в нарастании симптоматики;
- рекуррентная - симптомы возникают периодически, представляются в форме приступов.
Стоит упомянуть еще одно отличие от взрослой шизофрении. Патологический бред мышления у детей встречается реже. Если он и присутствует, то он не настолько сложный, как у взрослых. Бредовое мышление у дошкольников и школьников чаще связано с галлюцинаторными переживаниями.
Смертельно опасно!
Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация
Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.
Течение заболевания до 12 лет: причины, симптомы
Шизофрения возникает по внутренним причинам и с внешним "триггером". Основные внутренние причины:
- инфекции матери, перенесенные в период беременности;
- перинатальная недостаточность питания;
- генетическая предрасположенность - если в семейном анамнезе присутствует шизофрения или другие психические патологии;
- родовые травмы, асфиксия;
- перинатальные инфекции, отслойка плаценты, плацентарная недостаточность;
- лекарственные препараты-триггеры (у детей в младшем возрасте - стимуляторы или кортикостероиды, в подростковом возрасте - средства, вызывающие зависимость);
- инфекция ЦНС ребенка после родов;
- патологии щитовидной железы;
- травмы головного мозга в раннем детском возрасте.
Триггером служат: употребление наркотиков или опасных лекарственных средств, частые стрессы. Дети, склонные к развитию шизофрении, выделяются некоторыми особыми чертами. У них нет проблем с познавательными функциями и интеллектом, но присутствует недоразвитие практической деятельности. То есть дошкольник не способен выполнять простые действия самообслуживающего характера.
Такой ребенок, вероятно, будет избегать занятий, связанных с физической активностью и взаимодействием с другими. Он выберет спокойную игру, в процессе которой не нужно много двигаться. Ребенок со склонностью к заболеванию очень избирательный в выборе собеседников. У него часто наблюдается тоскливое, депрессивное настроение без объективных внешних причин. В проблемной ситуации такой ребенок скорее уйдет "в себя", не показывая эмоции.
В зависимости от возрастного этапа первые симптомы расстройства проявляются следующим образом. От 0 до 3 лет:
- младенец отличается сфокусированным, серьезным взглядом, нехарактерным для других малышей;
- промежутки сна короткие;
- характерны сложности в определении того, куда смотрит малыш;
- присутствует задержка развития базовой моторики, речевых способностей;
- младенцу свойственна сверхчувствительность к громким голосам, музыке, шуму;
- повышенная пугливость;
- чрезмерная раздражительность;
- трудности возникают в том, чтобы успокоить плач младенца;
- отсутствие эмоционального тепла к маме или папе - младенец не рад, когда его обнимают или поднимают на руки.
В 1-3 года заметны особенности двигательной сферы: хождения по кругу или справа-налево, немотивированная импульсивность. Дошкольник с шизофренией способен расплакаться или рассмеяться без малейшей внешней причины. Страхи возникают также беспричинно, иногда сопровождаются двигательным возбуждением. В 2-3 года страх приобретает "предметность". Малыш начинает бояться конкретно чего-либо: автомобилей, улицу, подъезда и пр. Если спросить "почему ты боишься этого?", малыш начнет отрицать страх.
От 3 до 5–7 лет возникают новые симптомы:
- фантазирование приобретает странный вид и занимает очень много разговорного времени;
- присутствие фобий необычного характера (фобия тени, цветов, деревьев);
- повышенная тревожность без объективных причин;
- странные "предчувствия" по поводу жизни и здоровья родственников - к примеру, ребенок заявляет о том, что "папу убьют", "мама ляжет в больницу и там умрет" и т.д.;
- возникают новые "привычки" - навязчивое рифмование слов, сочинение новых слов бесцельного и навязчивого вида;
- склонность к "асоциальности" - произношение матерных слов, опасное поведение, агрессивность;
- сновидения пугающие, иногда повторяющегося характера;
- проблемы с засыпанием;
- влечения приобретают амбивалентность - дошкольник испытывает навязчивое желание потрогать горячую плиту, но при этом он проявляет к ней и страх.
В 5-6 лет любой ребенок начинает задавать интересные вопросы о жизни и окружающем мире. Но у ребенка с шизофренией вопросы приобретают навязчивый характер - он спрашивает одно и тоже много раз. В размышлениях присутствует философствование.
В 6-7 лет возникает негативизм к людям, членам семьи. Ребенок проявляет сильную тревожность и суетливость, если рядом находится "несимпатичный" ему человек. Заметно желание причинить вред: толчки, щипания, удары. Неприязнь иногда проявляется в том, что школьник мочится или испражняется на обувь или одежду "несимпатичного" человека. Постепенно возникают отрицательные ощущения к еде, страх обедать или ужинать. Сон при детской шизофрении нарушен - он значительно укорачивается.
До 7 лет почти никогда не формируется бредовое мышление и галлюцинаторные явления. После 7 лет возникает ряд новых симптомов:
- нарушения сна приобретают хроническую форму;
- при обучении заметна нарушенная концентрация внимания;
- пациент избегает контакта с людьми, не общается, часто проводит время в одиночестве;
- проблемы с речью - ее бессвязность, обрывчатость;
- во время острой фазы болезни пациент утверждает, что обладает сверхспособностями или говорит о слежке за ним;
- психотический приступ включает в себя непредсказуемое, опасное, агрессивное поведение - ребенок способен навредить себе или другим людям;
- постепенно возникают галлюцинации - сначала пациент утверждает, что слышит голоса в голове, затем возникают зрительные видения.
При наличии шизофрении симптомы заметны не только в период приступа, но и в межприступное время. Чтобы установить диагноз, важно наблюдать за поведением пациента в течение длительного времени.
Продуктивная симптоматика не так сильно выражена, как у взрослых. Чаще всего она ограничивается патологическим фантазированием, страхами, расстройствами двигательной сферы, речевыми нарушениями. Нередко нарушается сон и аппетит, поведение ребенка. Наблюдаются кошмарные видения, проявления вегетативной дисфункции.
Злокачественная юношеская шизофрения
Юношеская злокачественная форма шизофрении встречается в 1,5-2 раза реже у девушек. В 65% случаев патология настигает лиц, возрастом от 10 до 19 лет. Особо опасный возраст - 15-19 лет. Р. А. Наджаров в 1972 году описал основные признаки данного вида шизофрении. Первый - начало в подростковом возрасте.
Второй - негативные симптомы и эмоциональные изменения заметны еще до того, как произошла бурная манифестация болезни. Расстройство развивается и прогрессирует очень быстро, в скором времени приводит к мучительным дефектам. Третье отличие - "синдромальная незавершенность" в период манифестации. Это означает, что психотическая картина состоит из симптомов, относящихся к разным синдромам. Патология устойчива к терапии, а конечные состояния приводят к выраженным дефектам.
Общая характеристика злокачественной юношеской формы: вначале возникает негативная симптоматика. Далее проявляются позитивные психопатологические нарушения неразвернутого типа. Существует четыре основных вида злокачественной юношеской шизофрении: простая, гебефреническая, параноидная, кататоническая.
Простая шизофрения
Простая форма патологии выделяется стремительно нарастающей вялостью. Происходит редукция энергетического потенциала - снижение психической активности и уровня энергии. Вначале резко падает продуктивность, работоспособность. Человек утрачивает целенаправленность, мотивацию. Резко падает уровень школьной успеваемости. Другие симптомы:
- утрачивается способность перерабатывать поступающую информацию, формировать новые навыки;
- стремительно прогрессирует эмоциональное обеднение - утрачивается привязанность к членам семьи и друзьям;
- выражено эмоциональное безразличие, грубость, неряшливость;
- возникает склонность к наркомании, бродяжничеству;
- наблюдается гипомания, сексуальная расторможенность;
- апато-абулический синдром, хроническая усталость;
- способы времяпрепровождения бесцельные.
Помимо перечисленных симптомов, возникают рудиментарные и эпизодические "позитивные" психопатологические расстройства. Больные нередко склонны к "метафизической интоксикации" –это расстройство мышления. Оно проявляется в размышлениях на философские, отвлеченные темы. Способ мышления - примитивный, заметна оторванность от реальности. Другие рудиментарные позитивные психопатологические расстройства:
- эпизодически приподнятое настроение;
- нарушения влечений - сексуальная распущенность;
- тенденция к алкоголизации на фоне повышенного настроения;
- эпизодические галлюцинаторные, бредовые расстройства - чаще они выглядят в форме идей отношений и преследования;
- кататонические расстройства - кратковременные застывания, импульсивные действия.
"Симплекс-синдром" - быстро развивающиеся нарушения личности. Подросток приобретает ранее не свойственные патологические характеристики: равнодушие к радостным или печальным событиям в жизни, отказ от общения, грубость, брутальность, неопрятность. Пациенты не проводят элементарные гигиенические процедуры. Затем прогрессирует бездеятельный образ жизни.
Гебефреническая
При гебефреническом типе негативный симптомокомплекс сохранен. Но нарастают продуктивные расстройства. Они включают в себя бред (чаще - бред преследования), психические автоматизмы, галлюцинаторные явления (чаще - вербальные), кататонические нарушения. Другие симптомы гебефренической шизофрении у подростков:
- поведение приобретает дурашливый вид, "клоунада" выглядит наигранной;
- кривляния, нелепые выходки;
- протесты;
- аутоагрессия;
- замкнутость, грубость, нецензурная брань;
- проблемы соматического здоровья - скачки температуры тела, лихорадка, желтый оттенок кожи;
- апатия, абулия, остановка развития личности;
- бредовые высказывания, которые не соответствуют мимическим реакциям пациента, его интонациям голоса, манере поведения.
Соматические нарушения при шизофрении данного типа проходят самостоятельно без терапевтического вмешательства.
Кататоническая или люцидная кататония
Кататоническая форма включает в себя описанный ранее симплекс-синдром. К нему добавляется острое психотическое состояние - субступор с эпизодами импульсивных действий или дурашливостью. Кататоническое состояние не включает в себя онейроидное помрачение сознания. Нередко присутствует эпизодический бред - он не систематизированный, иногда сопровождается психическими автоматизмами. Галлюцинации не стойкие, наблюдаются эпизодически. Другие симптомы:
- ступор различной степени тяжести (чаще - состояние субступора);
- дурашливость;
- резкая динамичность или сочетаемость кататонического ступора с кататоническим перевозбуждением;
- отсутствие симптомов помрачения сознания (при люцидной кататонии);
- обманы восприятия;
- состояние апатии, абулии.
При кататонической форме ребенок способен долго сохранять приданную ему позу, вычурную позицию тела. Он размахивает руками, раскачивается. Пациент нередко кричит однообразные словосочетания или, напротив - отказывается произносить слова.
Кататонической форме свойственна эхолалия и эхопраксия - однообразное речевое поведение, подражание. Присутствует склонность повторять за человеком рядом его мимические реакции, движения, выражения.
Нарушения аффективной сферы длительные, но "стертые". Они являются фоном, поверх которого накладываются другие симптомы. Присутствует амбивалентность ощущений и побуждений. Игры пациентов с кататонической формой отличаются примитивностью, однообразностью. Больные нередко по несколько часов подряд возятся с нитками, неряшливо перекладывают какие-либо объекты.
По мере развития патологии негативная симптоматика (аутистичность, пассивность, эмоциональная скудность) усугубляется. Вследствие этого резко замедляется психическое развитие.
Параноидная юношеская
Параноидная юношеская форма по симптоматике аналогична взрослому типу заболевания. Отличие - симптомы у подростков рудиментарны. Аффективные нарушения менее яркие и более однообразные. Болезнь начинается у подростков путем усиления и утрирования типичных "подростковых" проявлений. Другие симптомы:
- двигательные навязчивости, ритуалы, компульсивные действия;
- дисморфофобия - убежденность в наличии телесного дефекта;
- бредовые убеждения по поводу "приемного ребенка в семье", восприятие собственных родителей как чужих;
- ипохондрия;
- бредовые идеи типа реформаторства - составление нелепых теорий для блага человечества, убежденность в собственном величии.
Бред мышления при параноидной форме не особо стойкий и завершенный. По мере развития болезни формируется синдром Кандинского—Клерамбо (синдром овладения). Пациент убежден в том, что в его личность вмешивается какие-либо внешние силы или объекты. Утрачивается ощущение принадлежности собственных психических процессов (мышления, движений, восприятия). Присутствует ощущение влияния какой-либо посторонней силы. Выражен бред преследования. Симптомы синдрома Кандинского-Клерамбо:
- ментизм - навязчивые мысли и образы, которые пациент не способен проконтролировать;
- "открытость" мыслей - чувство, будто личные мысли известны кому-либо из окружения, убежденность в "чтении мыслей";
- "отнятие" мыслительного процесса - больной утверждает, что его мысли бесследно и неясно куда "исчезают" из головы;
- неестественность мыслей - ощущение больного, что его мысли должны принадлежать постороннему человеку.
Присутствует также синдром "разматывания" воспоминаний - пациент утверждает, что он вынужден вопреки своим желаниям вспоминать какие-либо эпизоды из своей жизни. Подросток говорит о том, что его воспоминания наплывают под воздействием посторонних сил. Настроение, сновидения и чувства, по утверждению пациентов, "вкладываются" кем-либо в их тело.
Диагностика
Установить диагноз "детская шизофрения" способен врач-психиатр, работающий с детскими психическими расстройствами. Сложность диагностического процесса - трудность дифференцировать бредовое мышление от типичного детского фантазирования. Чудаковатость, социальная изоляция, галлюцинации - симптомы не только шизофрении, но и многих других патологий.
Сбор анамнеза, семейной истории болезней - важный этап диагностики. Но лишь по набору симптомов утверждать о наличии шизофрении нельзя. Современные методы диагностики включают в себя нейротестирование. Это взятие небольшой пробы крови из пальца. Далее проводится анализ пробы - при шизофрении заметно повышение исследуемых веществ.
В процессе диагностики надо провести патопсихологическое исследование. Важнотщательно исследовать когнитивные процессы ребенка. Нарушения в мыслительном процессе заметны при наличии определенных отклонений в ходе патопсихологической диагностики.
Точный диагноз возможно установить лишь после продолжительного наблюдения за ребенком. Важно также дифференцировать шизофрению от иных патологий:
- отличия от умственной отсталости заметны после проведения ЭЭГ, МРТ;
- при судорожном синдроме наблюдается потеря сознания, а при шизофрении - нет;
- отличие от неврозов - при шизофрении выражена эмоциональная холодность, вычурное поведение и речь.
Особенно сложно диагностировать патологию в младенческом возрасте. Причина - неразвитость речи, коммуникативных способностей, схожесть симптомов с иными расстройствами. У младенцев обращают внимание на внезапную смену двигательной активности - ранее вялый малыш начинает резко ползать, пытаться вставать на ноги. При этом успокоить ребенка невозможно. Ярким признаком служит также изменение эмоциональных реакций на мать - ребенок перестает радоваться ее появлению или не отличает мать среди других женщин. У младенцев с шизофренией ранее приобретенные способности утрачиваются, происходит их регресс.
Профессиональный колл-центр!
Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!
Каждый день может стать последним!
- Круглосуточно
- Анонимно
- Бесплатно
Дефекты
Детский тип шизофрении приводит к грубым нарушениям познавательного развития. Олигофреноподобный дефект проявляется на фоне злокачественной шизофрении с ранним началом. У такого ребенка происходить недоразвитие всех структур психики, особенно относительно интеллектуальных возможностей. При гебефрении дефект возникает спустя год-полтора с момента манифестации. При злокачественном параноидном виде — медленнее, за 2-4 года. Дизонтогенез различается по времени формирования:
- Доманифестный шизофренический дизонтогенез - последствия ограничиваются ранним детским аутизмом, симптомами психопатии.
- Процессуальный - дефект, который начинает развиваться в ходе болезни и прогрессирует по мере развития шизофрении;
- Постпроцессуальный - задержки в развитии, происходящие спустя длительное время после начала шизофрении.
В зависимости от тяжести поражения выделяют: задержанный вид дизонтогенеза, дисгармонический инфантилизм или искаженный вид дизонтогенеза.
Исследователь О. П. Юрьева выделяет ряд признаков дизонтогенеза: проблемы в коммуникативных возможностях, неравномерное развитие личности, ослабление или утрата энергетического потенциала (или психической активности).
В том случае, если шизофрения началась в возрасте 1-3 года, происходит задержка психического развития. Дефект можно заметить в позднем становлении речевых способностей, проблемах с моторикой, отсутствии навыков самообслуживания.
Аффективно-кататонические приступы чаще встречаются у пациентов младшего возрастного периода. Они сочетаются с выраженной задержкой психического развития. К аффективным нарушениямподключаютсясенестопатии. Кататонические расстройства представляются в виде каталепсий, легкой подчиняемости. У больных нет негативизма по отношению к окружающим.
Следующий вид дефекта, формирующийся у детей на фоне диссоциированного дизонтогенеза, включает в свою структуру совместно с симптомами шизофренических изменений личности задержку психического развития с признаками диссоциации. При данной патологии присутствует "мозаичная" структура дефекта. Психика поражается неравномерно. Это основное различие олигофренического дефекта от задержки в развитии.
ЗПР с признаками диссоциации обладает приступообразным характером - ремиссии неотчетливые и короткие. Патопсихологическое тестирование такого дефекта выявляет более высокий уровень знаний в пациентов, чем у больных с олигофренией. С таким дефектом ребенку легче проходить лечение в домашних условиях, при особом подходе он сможет обучаться.
Лечение детской и подростковой шизофрении
Подбор терапевтических методик шизофрении в детском возрасте отталкивается от конкретного возрастного периода. Каждый возрастной период отличается психофизиологическими нюансами, определяющими восприимчивость организмом лечения. Важно понимать, что чем младше пациент - тем менее разнообразны возможности лекарственного лечения. Риски связаны с побочными эффектами транквилизаторов и нейролептиков на детскую психику. Невозможно точно предсказать, как повлияет препарат на ребенка - возможна гиперчувствительность к составу, или напротив - острая резистентность к терапии лекарствами.
Лечение обязано быть индивидуальным, однако во время манифестных приступов болезни важно предупредить проявления интоксикации. Антипсихотическое лечение включает в себя назначение препаратов группы "нейролептики" с седативным воздействием. Данную группу средств можно назначать лишь после того, как будут устранены симптомы интоксикации и нормализированы соматические показатели.
Далее возможно применение препаратов-ноотропов. Это необходимо, особенно если шизофрения сопровождается дефектами олигофренического вида. Курс лекарств - от 3 до 8 недель. В том случае, если клиническая картина включает в себя аффективные нарушения, надо включить в терапию антидепрессанты.
Детские органы и системы по-особенному воспринимают "взрослые" препараты. Поэтому стоит регулярно посещать лечащего психиатра, чтобы вовремя изменить дозировку лекарств. Врач обязан грамотно скомбинировать дозировки препаратов, которые официально разрешены для терапии детской шизофрении. Цель медикаментозного метода - минимизировать симптомы заболевания, поставить на "стоп" развитие дефектов.
В начале медикаментозного лечения важно приступать к восстановительной терапии, направленной на устранение школьной дезадаптации. Другие методики лечения:
- Когнитивно-поведенческий подход - проводится работа с пациентом и его родителями. Выявляются различные ситуации, которые стали "триггером" перед началом патологии. Пациента подготовят к социальному образу жизни, обучат навыкам адекватного восприятия окружающего мира. Ребенок обучается правильно понимать речь и эмоции других людей, адекватно на них реагировать.
- Психодинамическое направление в терапии выполняет важную цель - помочь пациенту обучиться контактировать со здоровыми сверстниками. Дети воспринимают больного ребенка "не таким, как все", что вызывает у него нежелание общаться с кругом сверстников. Психотерапия помогает справиться с описанной проблемой.
- Социальная реабилитация направлена на обучение коммуникативным навыкам, выработку умения адекватно воспринимать окружающие события в мире.
- Семейная консультация необходима, чтобы проинструктировать родителей в вопросе правильного общения с пациентом.
Психотерапевтические методы актуальны лишь в совокупности с медикаментозным подходом.Чаще всего шизофрению возможно лечить амбулаторно — временная госпитализация требуется только в состоянии острого психоза. Приступы острой психотической симптоматики - причина, по которой стоит поместить ребенка на лечение в стационар. Экстренная медицинская помощь и госпитализация необходимо во всех случаях, когда поведение больного угрожает его жизни и здоровью или окружающим.
Возможность посещения обычной школы или детского сада ребенком с шизофренией зависит от степени тяжести заболевания. При легком течении патологии возможно посещение обычной школы, особенно в периоды ремиссий. В других случаях понадобится оформление ребенка в школу или детский сад с индивидуальным обучением.
Профилактика
Не существует конкретных методов по профилактике шизофрении. Повысить эффективность лечения поможет раннее выявление патологии. Важно взять под контроль начальные симптомы шизофрении до того, как начнут развиваться серьезные дефекты и осложнения.
Поскольку среди причин патологии - внутриутробные повреждения мозга, следует внимательнее относиться к заботе о здоровье в период вынашивания ребенка. Беременной женщине важно соблюдать здоровое питание, не употреблять никотин и наркотики. При наличии психических патологий в семейном анамнезе следует ответственно отнестись к планированию беременности. Плохо сказываются на развитии ЦНС будущего ребенка инфекции, перенесенные матерью на 5-7 месяце беременности. Особо опасен грипп, краснуха, полиомиелит.
Существуют акушерские факторы, повышающие риски шизофрении: несовместимость резурс-фактора матери и ребенка, гипоксия плода, родовые травмы, низкий вес плода при рождении.
Для снижения риска развития шизофрении у подростков важен отказ от злоупотребления психоактивными веществами. На развитие расстройства влияет количество стрессов в жизни ребенка. Стоит уделить внимание педагогической просвещённости родителей и правильному стилю воспитания.
Список литературы:
- Башина В.М. ‹‹Ранняя детская шизофрения (статика и динамика)›› // М., 1995.
- Олейчик И.В. Шизофрения - Информация для пациентов и членов их семей // 2005, НЦПЗ РАМН.
- Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Эндогенные психические заболевания››. Шизофрения в детском и подростковом возрасте // М.: Медицина, 1999.
- Зверева Н.В. Когнитивный дизонтогенез и его диагностика у детей и подростков // Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2016.
- М. Ш. Вроно (под. ред.) ‹‹Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста›› // - М. : ВНЦПЗ, 1986.
- Личко А.Е. ‹‹Шизофрения у подростков›› // М.: Медицина, 1989.